От кавалетти до 130 см
Конкур Белая Дача
16-12-2018
Начало
Клубная тусовка

Этапы психического развития лошади.

ovip36 15 апр 2013 в 02:39 :
Разбирала тут на днях старые бумаги и нашла старые записи - показались занятными - вот решила поделиться, вдруг кому-нибудь покажется интересным.

Итак:

От рождения до полутора лет - младенчество - всё любопытно и очень весело. Пробуем жизнь на зуб, копыто и скорость.
1,5 - 3 года - ребёнок - всё страшно. К 1,5 - 2-м годам жеребёнок уже должен чётко знать что можно, а чего нельзя в общении с человеком. В этот период важно настроить коня на взаимодействие с человеком без потери доверия к оному (человеку тобишь).
С 3-х до 4-х лет - пубертатный возраст; возможен открытый бунт* и зарождение "тихой ненависти" к насилию.
К 4-м годам активность психических процессов индивидуального развития утихает, лошадь начинает стабилизироваться.
С 4-х до 6-и лет - взросление и полная стабилизация характера и психики; наиболее продуктивное и удобное время для обучения.
К 6-и годам - индивидуальное психическое развитие полностью формируется и останавливается. В дальнейшем возможен "профессиональный рост" (т.е. совершенствование приобретённых навыков), но только на базе установленных к этому времени "программ" (рефлексов). Всё, чему лошадь обучается после 6-и лет, если это что-то принципиально новое, не стабильно и без постоянной поддержки новых наработанных навыков легко улетучивается как дым.


P.S. *Открытый бунт - целенаправленное активное сопротивление или агрессии. В аналогичной ситуации (вызвавшей это сопротивление) в 2 года будет просто истерика, а в 6 лет - набор способов (навыков) реагирования на ваши действия.
P.P.S. Наверно "психическое" развитие - это не совсем научный термин, но постольку поскольку я беру в основном поведенческий аспект, то, думаю, заморачиваться научной терминологией смысла не имеет
15 апр 2013 в 02:39 Просмотров: 1455 Ответов: 15
070, AssA! и еще 6 пользователям это понравилось
Оставить комментарий

Комментарии на эту тему
Galeon 15 апр 2013 в 07:58 :
очень любопытно. скажите, а это применительно к любой породе или возможны вариации?
ovip36 15 апр 2013 в 11:02 :
Вопрос на засыпку?

Вообще я думаю, что вариабельность любых физиологических процессов в рамках одного вида не сильно велика. Хотя, с молодняком аборигенных пород в массовом виде дело иметь не приходилось. Да и индивидуальную изменчивость, как врождённую, так и приобретённую, тоже никто не отменял.
Наверно можно сказать так: как закономерность написанное почти наверняка верно относительно практически всех культурных пород лошадей, полученных культурно-заводским методом. Однако, исключения не исключены; например жеребёнок рождается с повышенным уровнем агрессивности, сами понимаете, что в таком случае свою агрессию он будет проявлять в любом возрасте вне зависимости от того, спровоцирована эта агрессия человеком, или нет, в этом случае "схема" явно ломается, тоже и с жеребёнком со слабым типом ВНД - он никогда не стабилизируется. Или другой пример: у жеребёнка явное внутриутробное недоразвитие, ему бы выжить, тут уж не до любопытства и веселья.

В этом вопросе интересно другое - взаимосвязь психического и физического развития лошади. Это далеко не одновременные процессы. Так у чистокровных и высококровных лошадей физическое развитие опережает психическое, благодаря чему, для успешной функциональности в связи с ранней эксплуатацией в виде тренинга и испытаний, этим лошадям необходим некоторый "запас прочности" нервной системы. А у спортивных пород наоборот - психически лошадь уже устоялась, а физическое развитие может быть ещё не закончено.
AssA! это понравилось
Galeon 15 апр 2013 в 14:08 :
интересно начали, дайте больше инфы: а то как кофетку- показали и спрятали. хотя бы ссылки на лит-ру, чьи-то исследования.. работы.
ovip36 16 апр 2013 в 02:43 :
Galeon, при всём уважении, я Вам ни каких ссылок по этому вопросу дать не могу, это симбиоз собственных наблюдений и опыта различных людей, от зоотехников до спортсменов.
Если Вам нужна научная информация, попробуйте обратиться во ВНИИК, наверняка кто-то когда-то занимался этим вопросом на научной основе. В конце-концов мы же не на конференции и написанное даже не статья, так что если интересно - читаете, если есть что обсуждать - можем поговорить, если всё это кажется бредом - проходим мимо
OlgaSh 17 апр 2013 в 00:56 :
[quote vip36]
В этом вопросе интересно другое - взаимосвязь психического и физического развития лошади. Это далеко не одновременные процессы. Так у чистокровных и высококровных лошадей физическое развитие опережает психическое, благодаря чему, для успешной функциональности в связи с ранней эксплуатацией в виде тренинга и испытаний, этим лошадям необходим некоторый "запас прочности" нервной системы. А у спортивных пород наоборот - психически лошадь уже устоялась, а физическое развитие может быть ещё не закончено.


если говорить о высокровных и чистокровных лошадях в хозяйствах - возможно согласиться. если говорить о воспитании этих же лошадей в частных руках с детства, то развитие и физическое и психическое/умственное идет параллельно. постоянное воспитание человеком дает себя знать )) уже в детстве наблюдаешь ум и сообразительность, адекватное общение.
ovip36 17 апр 2013 в 10:33 :
OlgaSh, я сильно сомневаюсь, что инициирование человеческого может как-то серьёзно ускорить течение физиологических процессов.
Так ребёнок никогда не повзрослеет быстрее только от того, что с ним усиленно занимаются. Не путайте развитие нервной системы и интеллектуальное развитие.
Я не зря оговорилась о неточности термина "психическое". Как таковой психики у лошадей нет. Под психикой мы подразумеваем индивидуальное состояние нервной системы, отражённое в определённой поведенческой системе (манере).
И ещё, модель соотношения психического и физического развития обусловлена генетически и зависит от породы, а не от того, в каком хозяйстве получена конкретная лошадь - в заводе или в частных руках.

P.S. На научность и истинность утверждений не претендую, это исключительно то, как я себе представляю положение вещей по данному вопросу.
Яша 18 апр 2013 в 13:21 :
ребенок реально повзрослеет быстрее, если с ним занимаются. Вы же наверняка слышали такой термин, как "обратная связь", да?))) Это как с инсультниками заново учатся говорить - начинают с массажа рук, он, в свою очередь, стимулирует работу мозга, и т.д... так и лошадь.
Тема интересная, жаль только, нет ссылок на реальные исследования (факты). Мне тоже был интересен данный вопрос - так и не смогла найти инфу. Вот по собакам - полно литры, а по лошадям - только англоязычные рекомендовали. Было бы интересно мнение профи по этому вопросу.
Вообще, понимание сензетивных периодов очень бы помогло в воспитании молодого животного, мне кажется.
ovip36 19 апр 2013 в 09:14 :
Яша, лучше бы мой "протубертатный" возраст поправили - иногда в инете такие клины, что хоть со стула падай - вот чувствуешь что то-то не так, но сам ляп смотришь и не видишь

А насчёт ребёнка - не согласна. Насколько я понимаю, можно подтолкнуть интеллектуальное и культурное развитие, но ни как не психическое (развитие нервной системы - как основа развития психики). Так можно сделать из ребёнка вундеркинда (лишив его нормального детства), но сколь бы вундеркиндным не стал ребёнок, если взвалить на него взрослые проблемы - его психика не выдержит, потому что не готова к таким психологическим нагрузкам.
Кстати годах в 70-х, если не ошибаюсь, была мода - делать из детей вундеркиндов, ох уж как с ними занимались... причём во всех аспектах - и в плане физического развития и в плане интеллектуального, только вот толка из этих детей не вышло - все куда-то сгинули. Выходила даже передача о судьбе одной многодетной "вундеркиндной" семьи - резюме было неутешительное - самая удачная судьба из тех детей была самой обычной, а остальные - сплошные трагедии.

Насчёт научной информации - я думая такого быть не может, чтобы никто не занимался этим вопросом с научной точки зрения - ВНИИК в помощь! ))
Есть только один нюанс - лошадь всё-таки развивается гораздо дольше собак и количество лошадей на порядок меньше - это создаёт определённые трудности в изучении закономерностей, ведь на нескольких наблюдаемых лошадях научную теорию же не построишь. нужны опытные группы, нужны контрольные группы - дорого и технически сложно даже в Советские времена. Поэтому изучение этого вопроса всё равно сводится к тому, что собирая информацию у практиков, приходится кому-то верить на слово
Cathie 19 апр 2013 в 13:01 :
Я тоже считаю, что ребенок не повзрослеет быстрее, если с ним заниматься: много раз приходилось видеть, что ребенок из проблемной семьи, "заброшенный" и неухоженный, ведет себя взрослее, уверенней в себе, чем заласканный, окруженный вниманием и репетиторами ребенок из благополучной семьи - сказывается необходимость самостоятельно принимать решения и нести ответственность, часто не только за себя. Хотя в интеллектуальном плане, в плане специальных навыков и знаний, несомненно, будет уступать "благополучному" ребенку. Не уверена, что у лошадей аналогия та же (в плане общей уверенности в себе, уравновешенности, контактности), поскольку мы говорим о социальных отношениях не внутри своего вида, как у людей (тогда причины другие - есть табун или нет, ранний отъем-поздний отъем, иерархическое положение матери и др.), а о межвидовых, и здесь, конечно, контакт и возможность установить иерархию напрямую зависят от вложений человека.
Slavna 20 апр 2013 в 01:49 :
Очень актуальная тема. Сегодняшние реалии таковы,что выращиванием,заездкой,тренингом занимаются люди,далёкие от понимания степени возрастной готовности психики лошади предлагаемым нагрузкам.И неважно,традиционные это виды или НХ.
Жаль,что практически нет информации по этой теме,особенно изложенной в доступной и понятной не специалисту форме.
ovip36 21 апр 2013 в 10:16 :
Cathie, до определённого возраста ребёнок просто не способен принимать решения (осознанные решения) и уж тем более не способен нести ответственность. Ваши наблюдения относятся к подросткам, лет так от 13-и как минимум. Человечек лет 7-и по-любому будет "течь по течению", никак не пытаясь осознанно корректировать ситуацию. Просто если эта ситуация для ребёнка привычна - он её и переживёт более спокойно. Например - родители алкоголики, бьющие детей - 7-и летний забьётся в угол и будет пережидать, тогда как в подростковом возрасте тот же ребёнок уже может принять решение сбежать из дома. Ну а если вдруг в такую ситуацию попадёт ребёнок из благополучной семьи, то психический срыв ему обеспечен. Но только тут дело не в психическом развитии, а в резкой смене привычной среды на стрессовую, и чем младше ребёнок (кроме совсем мелких - лет до 3-х, когда адаптационные способности наиболее высоки), тем сильнее будет этот срыв.
В общем, я думаю, что параллели с лошадьми есть - в закономерностях зависимости нервно-психических процессов от возраста. А основные параметры этих процессов - это способность к обучению (восприятию новой информации) и способность держать стресс. Я думаю никто спорить не будет с тем, что даже у людей способность к обучению с возрастом падает, а стрессоустойчивость наоборот - возрастает (конечно если человек не стал психом в детстве).
Кстати "социальные отношения" возможны только внутри вида, взаимоотношения с другими видами носят как правило совсем НЕ социальный характер. ))

Slavna, Вы прям зрите в корень. Сколько раз приходилось наблюдать, как спортсмены садясь на молодую лошадь начинают от неё требовать как от взрослой.
И, кстати, из личных наблюдений - 4-х летку заезжать проще чем двухлетку - нет истерик и уже нет у лошади страха, всё воспринимается намного спокойней и сама лошадь как бы более "устаканенная".
Claire 22 апр 2013 в 12:48 :
Ну, не знаю, насчет поздней заездки. Меня вот больше удивляет, когда лошадь поздно заездили, скажем, в 4, а потом почти сразу уже начинают элементы делать. Мне кажется, что эффективней заездить в 2,5-3 и год-полтора-два ничем, кроме расслабленных аллюров по-прямым и больших вольтов, не грузить лошадь. А многие - не успели заездить, как сразу плечи, принимания...
Lenuska 22 апр 2013 в 16:56 :
Ждала-ждала, что кто-нибудь выложит ссылки на научные первоисточники, но видимо не судьба...
Но если уж разговор сводится к ранней заездке, мне кажется, здесь не может быть единого стереотипа, когда заезжать. По мне так оптимально в 2,5-3 года, в зависимости от того, как лошадка развита. Просто если заездку воспринимать как поступление в армию, то да, двухлетке физически и психически тяжело. А если делать все по уму и без фанатизма, не ломая психику, постепенно приучая к взрослой жизни, то ничего криминального в ранней заездке нет. А вот насчет форсированной работы, это действительно актуальная проблема. Мое мнение, если говорить о выездке, что раньше 5 лет делать элементы под всадником - это верный способ множить калечь. Если неймется, учитесь работать в руках и на вожжах.
Ангел-07 22 апр 2013 в 22:05 :
Очень интересная темка.Мои в три года были лапочками,в четыре паиньками и умничками,а вот в пять наглыми хамами качающими права.Это наблюдения за двумя ровестниками бывшими у меня в работе.Вот как будто 5 лет это какой то критический возраст!
ovip36 26 апр 2013 в 15:52 :
Claire, вопроса целесообразности поздней заездки я пока не касалась, там очень много как "за" так и ещё не меньше "против". Основное "против" состоит в том, что чаще всего имеется альтернатива - либо заезжать в 2-2,5 и втягивать лошадь в работу, либо она стоит в деннике и лишь гуляет в маленькой левадке без принудительного тренинга, не получая должного физического развития. Из основных "за" (позднюю заездку) - это то, что чаще всего заездкой занимаются люди недостаточной квалификации и в результате к возрасту, когда лошадь должна идти в интенсивный и узкоспециализированный тренинг она имеет такой багаж негативных навыков и рефлексов, который делает её для для этого узкоспециализированного использования малопригодной и неинтересной.
Кстати "плечи и принимания" на лошади, не готовой к этим элементам - это вообще конечно бред, но даже такая деталь как шпоры на молодой лошади может нанести непоправимый вред её дальнейшему качеству.


Lenuska, полагаю, что ни каких ссылок Вам никто не скинет, разве что на английском. Я на днях интересовалось вопросом научных исследований в этой области у ветеринарного врача с 30-и летним стажем, так вот она сказала, что если такие и есть, то только в рамках какого курсового проекта, да и то маловероятно. Могу ещё уточнить у бывшего научного работника - доктора биологических наук - физиолога, работавшего в научно-исследовательской лаборатории, но, теперь подозреваю, что и она мне ничего толком не скажет.
Насчёт ранней заездки - если у Вас пара-тройка голов, то можно нанять специалиста и сделать всё по уму. А что делать конному заводу, где молодняка не один десяток и заезжается он поточным методом?


Ангел-07, в пять лет действительно критический возраст, особенно у жеребцов. В природе этот возрастной период приходится как раз на момент, когда жеребец матереет и начинает сбивать свой косяк, либо отбивая молодых кобылиц от чужих табунов, либо (если уже чувствует свою полную силу) пытаясь оспорить место вожака в уже сформировавшемся табуне. Если к определённому возрасту у жеребца табуна не будет, у него его не будет уже никогда.
В общем все косяки "недовоспитания" в этом возрасте вылезают как тараканы из щелей
А что Вы об этом думаете?
Email
Автор
Ваше мнение:





 
Уведомлять меня по e-mail
Закрепить обьявление наверху?
В этой теме успели поучаствовать:

       


Другие объявления этого пользователя:



(c) Horse.RU, 2004. Site administrator: Jaguar