Вход
Поиск
Начало
Лошадиный Бизнес
 
Поиск по сайту:
Показать все | Скрыть все







    
Ваша оценка:

Лошадь  ЛошадьЛошадиный Бизнес


автор: опубликовано: 07.03.2001 - 00:01:54
смотрело: 10970   голосовало: 0   рейтинг: Лошадь0   коментариев: 2







ДО РЕВОЛЮЦИИ на ичалковской земле пытался выращивать своих лошадей немец-помещик, все старался вывести какую-то диковинную породу. Потом немца прогнали, а в 1931 г. специальным постановлением учредили конезавод # 27, определив ему правительственное задание: на основе бельгийских брабансонов вывести породу советских тяжеловозов. Сейчас на заводе есть уже свои представители чистокровной английской, американской, арабской, тракененской и русской орловской пород. Все такие красавцы, что даже супруга Юрия Лужкова Елена Батурина во время одного из визитов не удержалась и промчалась на местном скакуне, а митрополит Кирилл вообще долго не мог поверить, что в Мордовии сохранили таких лошадей. Сохранить-то сохранили, но всего лишь пока...

   


   
Директор конезавода Геннадий Маскаев в прибыльности коневодства не уверен:

   


   
- Судите сами: в прошлом году только на лошадях мы понесли на 600 тыс. руб. убытков. Но в этом отношении я вот что скажу: племенные лошади во все времена были дорогим удовольствием. А тяжеловоз, ради выведения которого мы и создавались в свое время, - это лошадь-работяга, крестьянская. Он нужен для улучшения породы тех колхозных доходяг, которые весят по 300-400 кг (наши силачи - до тонны). Случаем мы нашего богатыря с такой кобылкой, и потомок у них будет уже не 400 кг весить, а все 600! Соответственно и работу он будет выполнять большую. Как же такую породу губить? Хорошо - пустим мы сейчас своих гигантов на мясо-колбасу, благо покупатели есть, и что? Эти породы выводились по 100 лет, а мы их - под нож?! Для того чтобы вывести новую породу коров, нужно всего 5-7 лет, а для лошади - 100. Что там говорить - люди иногда не помнят своей родословной до 4-го колена, а мы лошадей ведем до 7-го - вот вам племенные записи, пожалуйста!

   


   
Работник завода Сергей Стрельцов по праву считается главным коневодом Мордовии. Его вопрос о необходимости сохранения коневодства тоже возмущает:

   


   
- Если говорить о предельных тяжестях, которые брали питомцы ичалковских конезаводчиков, то на соревнованиях наши тяжеловозы тащили по 9 тонн, а кобыла Вятка в 1985 г. во Львове установила рекорд, протащив на стадионе груз весом 28 тонн!.. Да и как в хозяйстве сегодня обойтись без лошадки на фоне бензинового кризиса? Лошадь, по донской пословице, кормит себя, казака и корову. Ичалковцы только на солярке экономят 10-11 тыс. руб. за зиму благодаря тем же лошадкам.

   


   
Несмотря на тяжелое положение, мордовские конезаводчики пытаются выживать, развивая подсобное хозяйство. Работники натуральной оплатой получают зерно, сено, берут на откорм бычков и телок. Зарплату, хоть и небольшую, здесь стараются выплачивать вовремя, "иногда только с небольшим опозданием". Но больше всего приезжих и гостей "убивают" размеры квартирной платы в местном поселке: 20, 35 копеек в месяц. "Какая шутка! Вы у кого хотите спросите: так и есть. Не можем мы пока платить нашим работникам достойную зарплату, поэтому хоть за жилье они у нас почти ничего не платят..." Дает конезавод из собственных средств кредиты на строительство домов, причем процесс выдачи тоже очень интересный: "Просит работник у нас, скажем, 20 тысяч рублей. Мы даем, но как он расплачиваться будет? А очень просто: в течение пары лет выращивает в своем хозяйстве телок, бычков или поросят, а мясо сдает на конезавод, покрывая таким образом долг. Выгода взаимная, потому что корма мы даем практически бесплатно, но касается это, разумеется, только работников конезавода. Вот вам и разгадка секрета, почему от нас люди не бегут".

   


   
Гордость местного начальства составляет тот факт, что здесь за эти годы не потеряли ни одной лошади, ни одной коровы - сколько их было в лучшие времена, столько осталось и сегодня. Более того, рядом с конезаводом был развалившийся колхоз, так и его на 10 лет взяли в аренду вместе со всеми долгами и сгоревшими комбайнами.

   


   
Что же касается собственно коневодства, то сегодня конезаводчики ставку свою делают на беговые, верховые и рысистые породы, потому что они при всех условиях все-таки оправдывают затраты. Один тяжеловоз стоит 20 тыс. руб., и, естественно, не каждый крестьянин сегодня может осилить такую покупку. Рентабельны лошади по-разному: беговые и рысистые - в большей степени (они и стоят в несколько раз дороже), тяжеловозы - в меньшей. Но не все, по словам директора и конюхов, можно мерить деньгами и сиюминутной прибылью: "Не мы выводили эти породы, не нам их и под корень резать. Для этого ведь большого ума не надо - продал местным татарам, заплатят они деньги и наделают колбасы, года два можно жить припеваючи. А дальше что, как потомкам нашим в глаза глядеть будем?"

   


   
...В 1986 г., когда ичалковцы вывозили своего жеребца Репняка на ВДНХ СССР, представители немецких фирм предлагали за него 75 тыс. долл. Коня не отдали, хотя соблазн поправить финансовые дела был велик... В позапрошлом году приезжал в Ичалки один предприниматель из Калининграда, просил уступить породистого рысака за 270 млн. неденоминированных рублей, на это не пошли, но все-таки продали ему двух молодых жеребцов. Он через год, подрастив их, продал в Германию чуть не в два раза дороже. Ичалковские конезаводчики тоже не прочь были бы заняться таким бизнесом, но... невыгодно, оказывается! Геннадий Маскаев считает, что теоретически можно продавать лошадей за границу - спрос на них всегда есть, но родное государство после всех вычетов и налогов забирает с каждого вырученного доллара 96-97 центов, обирая, таким образом, до нитки. "Плюс к тому такие препятствия на границе, взять хотя бы один ветеринарный контроль! Тем не менее в этом году 20 голов мы продали в Белоруссию, а в год в среднем продаем по 40-50 голов - в Татарию, Нижний, Самару".

   


   
Совершенно неожиданно стали популярны пони - первого из них на конезавод привез директор в салоне служебной "Волги". Предприниматели из Нижнего, долго не торгуясь, берут "игрушечных" лошадей в салоны джипов и везут на новое место. Круглый год пони, запряженные в маленькие тележки, катают детвору в парках, принося малышне радость, а хозяину - верный барыш. Такой лошадке и надо-то - теплый сарайчик да корма немного. Зато прибыль, по словам пионеров подобного бизнеса, обеспечена: только за летний сезон можно насобирать на новый "жигуль".

   


   
Интерес к развитию коневодства проявляют сегодня в Мордовии многие. В Саранске существует недавно созданный конноспортивный клуб, который привлекает молодежь города в свои секции для обучения верховой езде. "Главное - вытащить наших подростков и детвору с улицы, увлечь занятиями с лошадьми",- считает руководитель клуба Сергей Малюгин. Однако планы создателей клуба идут гораздо дальше - перспективным было бы на его базе создать городское подразделение конной милиции, работники которого патрулировали бы те же дачные массивы или лесопарковые зоны отдыха горожан. Сегодня Саранск считается столицей спидвея, но гонки на льду - зимний вид спорта, а если в столице Мордовии построить ипподром, то он вполне мог бы привлекать на свои трибуны жителей Саранска летом.

   


   
...Основной удар в свое время по коневодству нанес Хрущев, пытавшийся "догнать и перегнать Америку". Конюхов обзывали "кочубеями", сами же собирались летать на ракетах. А ведь конезаводы тогда были самыми крепкими и сильными хозяйствами в стране. И сегодня есть горячие головы, готовые заменить "железным конем крестьянскую лошадку", но ичалковцы стараются не обращать внимания на таких.

   


   



Cтатьи на эту тему
ЛошадьНесколько слов о вопросе лицензирования арабской породы
02.04.15  Раздел: Коневодство
ЛошадьИспытания молодняка: вопросы и ответы.
25.07.07  Раздел: Коневодство
ЛошадьКонный фестиваль "Граф Орлов"
04.11.06  Раздел: Коневодство
ЛошадьКерунг в Новом Веке.
31.07.06  Раздел: Оценка, бонитировка
    

Комментарии:

Только зарегистрированные на сайте посетители могут оставлять комментарии к данной статье

2001-03-07 00:01:54 []: Предлагаем Вам обсудить статью "Лошадиный Бизнес",

расположенную по адресу http://www.horse.ru/oloshadi/structure.php?cur=2101

2009-08-21 15:32:09 []acquistare via internet: vgnfkljy wbkhvrzi htcikbvu
Только зарегистрированные на сайте посетители могут оставлять комментарии к данной статье
    
(c) Horse.RU, 2004. Site administrator: Jaguar